Статьи

Кто такой помощник руководителя?

Профессия помощника руководителя сегодня развивается быстрее, чем когда-либо. Если раньше помощники были, в основном, только у директоров крупных компаний, то теперь в них нуждаются предприниматели, топ-менеджеры, эксперты и даже блогеры.

Сегодня мы разберем, кто такой помощник руководителя и чем он действительно занимается в современной компании.

Начнем с того, что помощник руководителя - это специалист, который берет на себя часть рабочих процессов и помогает руководителю освобождать время для стратегических задач. Ключевая ценность помощника — снять с руководителя операционную нагрузку, обеспечить порядок в делах и стать «точкой координации» между задачами, людьми и информацией.

Помощник руководителя – многофункциональный сотрудник: он может выполнять функции секретаря, координировать коммуникации, выстраивать делопроизводство, вести переговоры, работать с календарем и контролировать выполнение задач. Фактически это правая рука руководителя, от которой зависит скорость, качество и организованность всей управленческой работы.

Функции помощника могут отличаться в зависимости от специфики компании и ее сферы деятельности. Однако есть базовый перечень обязанностей, которые помощник однозначно выполняет в любой компании.

В должностные обязанности помощника руководителя входит:

  • организационно-техническое обеспечение деятельности руководителя. Например, поддержание порядка на рабочем месте руководителя, обеспечение канцелярией и т.д;
  • ведение делопроизводства руководителя. На отдельных предприятиях помощники даже руководят секретариатом организации;
  • координация деятельности руководителя: планирование распорядка рабочего дня руководителя, ведение календаря, составление графиков деловых совещаний, напоминание руководителю о событиях и мероприятиях разного рода;
  • организация поездок руководителя, а также, возможно, и сопровождение в поездках. Помощник берет на себя все организационные моменты: продумывание логистики поездки, заказ билетов, оформление документов, заказ такси и гостиницы и пр.;
  • прием и перераспределение входящих телефонных звонков;
  • встреча и обслуживание гостей и клиентов организации;
  • подготовка заседаний, встреч, совещаний руководителя, оповещение всех участников о повестке дня и времени встречи;
  • ведение протоколов хода и результатов заседаний, встреч, переговоров, документальное оформление их результатов;
  • контроль исполнения распоряжений персоналом;
  • обеспечение руководителя всей необходимой информацией по запросу.

В 2025-26 году к обязанностям все чаще добавляется работа с ИИ-инструментами и онлайн-коммуникациями — это делает помощника еще более востребованным и универсальным специалистом.

Разумеется, это не полный список обязанностей. И тем, кто хочет связать себя с этой замечательной профессией, не стоит пугаться. Набор обязанностей определяется для каждой конкретной компании индивидуально. А в крупных компаниях может наниматься целый штат помощников, и уже между ними распределяются обязанности.

Если Вы хотите чувствовать себя на этой должности уверенно в компании любого уровня - от малого бизнеса до крупной корпорации, - приходите на онлайн-курс «Персональный помощник». Авторская программа нашей школы обновлена под современные требования и дает все ключевые навыки, которые делают помощника по-настоящему незаменимым. Применив знания в своей работе, Вы сможете стать помощником №1 для своего руководителя.

Обучение на персонального помощника в школе АС

Материал обновлен в декабре 2025 года
Для ассистентов